Историко-архивная энциклопедия начала ХХ века

В начале этого года АЛМАТИНСКИМ издательством «Арыс» был презентован многотомник «Қазақ газеті» из семи книг, В КОТОРОМ СОБРАНЫ практически все НОМЕРА ПЕРВОЙ В ИСТОРИИ КАЗАХСКОЙ печати, НАЧИНАЯ С 1913 ПО 1918 ГОДЫ.

Мы попросили автора и издателя это­го многотомника, доктора филологических наук Гарифоллу Анес поделиться своим мнением по поводу выхода этого объемно­го труда, о его значении не только науч­ной, но и всей духовной жизни Казахстана.

 

                                         Рупор Казахов

Мы постоянно говорим, что газета «Қазақ» — это национальная историко­архивная энциклопедия казахского народа начала XX века. Раньше мы предла­гали молодым исследователям темы для магистерских или докторских диссертаций на основе историче­ских страниц этого издания, однако многие отказывались от них. Дело в том, что они не хотели тратить два-три года на изучение арабской версии.

Теперь, когда эти издания пред­ставлены в виде факсимиле и па­раллельно опубликованы в совре­менном стиле письма, то архивные материалы стали доступны как студентам и ученым, так и широ­кому кругу читателей. Такая воз­можность появилась не только у историков, экономистов и юристов, культурологов и религиоведов, по­литиков и политологов, но и у всех, кто интересуется историей своего народа.

Скажу больше, газета «Қазақ» объединила казахскую нацию, внес­ла свой вклад в становлении поли­тической партии «Алаш», воспитала целую плеяду лучших представите­лей казахского народа. Любой зор­кий читатель, перелистывающий страницы семитомника «Қазақ», наверняка откроет для себя много ценного из нашего далекого исторического прошлого.

Например, со страниц газеты мы узнаем о вербовке российским царем молодых ка­захов в 1916 году, о которых лишь слышали из рассказа М. Ауэзова ««Қилы заман» или истории национально-освободительного движения под предводительством Аман- гельды Иманова, Абдыгапар-хана. А вот из страниц издания «Қазақ» за 1917 год узнаем имена казахских джигитов, которых при­нудили к тыловым, «черновым» рабо­там на нынешних территориях Украины и Белоруссии. Газета также повествует о героизме алашординцев, опекавших но­вобранцев, оказывая юридическую и меди­цинскую помощь неграмотной молодежи. Из публикаций в газете узнаем, что пред­ставители партии Алаш нашли муллу для чтения молитвы казахам, повара, который готовил им халяльную еду.

Надо признать, что таких раритетных документов вы не найдете ни в одном ар­хиве. Здесь можно прочитать о ходе Пер­вой мировой войны, статьи в поддержку турецкого народа, особенно о казахских женщинах, которые отдавали свои золотые и серебряные украшения в качестве мате­риальной помощи Турции.

Во время страшного голода, который в то время охватил братьев-киргизов, каза­хи всей степи покрепче затянули пояса и протянули руку помощи голодающим. Вот такие кипы исторических материалов, которые были «неизведанным островком».

Да, надо сказать, что наша независи­мость далась нелегко. Об этом ярко свиде­тельствуют трагические страницы печат­ного издания ««Қазақ». Эти материалы — наша историческая летопись, наше сокро­вище, имеющее уникальную национальную ценность. Наследие Алаша и дальше будет создаваться вместе с народом.

 

АЛИХАН БОКЕЙХАНОВ

 

Однако я хотел рассказать о вкладе од­ного из основателей первой национальной газеты «Қазақ» Алихане Бокейханове. Мы знаем его, как политического и обществен­ного деятеля, журналиста и этнографа. Один из лидеров партии «Алаш». Предсе­датель правительства Апашской автономии (казахского национал-территориального образования) с 1917 по 1920 годы, в со­временной казахской историографии рас­сматривается как первый премьер-министр Казахстана. Депутат Государственной думы Российской империи 1-го созыва, подпи­сант петиции «Выборгское воззвание».

Однако мало кто знает, что Алихан Бокейханов был юристом, ярким публи­цистом, членом кадетской партии. Он до­носил до широкого читателя правовые знания разъяснял ДОСТУПНО СУТЬ ТӨХ ИЛИ иных указов и законом, касающиеся жизни степных казахов. Приводил статистику ка­захов не только в Степном крае, но и Сиби­ри, Закавказья и всей царской России. Об этом его многочисленные обзорные статьи и размышления в газете «Қазақ» под псев­донимом «Қыр баласы».

Возьмем, к примеру, № 8 от 30 марта 1913 года. В статье «Партии в Думе» Бо- кейханов дает анализ российского зако­на «О выборах» от 3 июня 1907 года. Он дает юридическую оценку выборного законодательства. В частности, в этой статье приводит численность не только партий, представленных в Думе, но и депутатов. К примеру, из числа 140 «левых» депутатов IV Госдумы семь депутатов были мусульма­нами. «О законе от 3 июня многие казахи не имеют понятия. Этот закон закрывает двери в Думу для всех казахских областей, проживающих в Туркестане, Якутии, Зака­спийских областях. Закон открыл дорогу чужим народам».

Ахмет Байтурсынов приводит выступле­ние руководителя депутатской группы му­сульман Кутлуг Мухаммед Тевкелева, кото­рый с трибуны заявил, что закон от 3 июня необходимо пересмотреть, так как интере­сы 20 миллионов мусульман России в Думе представлены лишь единицами депутатов.

Кроме разъяснений норм законодатель­ства, Алихан Бокейханов большое внима­ние уделял насущным проблемам казахов, особенно в вопросах земельной реформы. Сторонники Бокейханова стояли на пози­ции, чтобы казахские земли вообще не распродавались. А царская власть в лице земельных комитетов и переселенческих советов проводила свою земельную по­литику, чтобы предоставлять бесплатно только 15 десятин земельного надела. И только казахам, желающим стать оседлы­ми. Им позволялось только иметь одну ло­шадь и пять баранов. У казахов много ско­та, а пастбищ для них нет. Самая бедная семья казаха, по меркам того времени, в хозяйстве имела 20 лошадей и сотню бара­нов. Что им эти 15 десятин?

 

ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ

 

В частности, кочевой народ очень вол­новал такой вопрос: будут ли брать каза­хов в солдаты? Первая мировая война еще не началась. В Европе проходили военные действия, а уже в Степном крае казахи об­суждали эти насущные вопросы. Так, в №13 от 8 мая 1913 года в статье А. Бокейханов пишет: «Казахов Акмолы, Торгая и Урала пугают так: если возьмете от Земельного кабинета 15 десятин надела земли из рас­чета на одну душу для строительства го­рода, то, как крестьян, вас заберут в ар­мию. Если председатели переселенческих комитетов выдают земли по 15 десятин, то казахи, прежде чем взять, обязательно спросят: а в солдаты не заберете?» А. Бо­кейханов, как юрист, в своих публикациях разъясняет читателям, что есть закон о том, чтобы в солдаты не брать казахов. В ст. 42 воинского Устава написано: «От набора в солдаты освобождены народы Туркеста­на, а также казахи Акмолинской, Семипа­латинской, Жетысуйской, Уральской, Тур- гайской губерний». При этом, автор делает ссылку на свод законов Российской Империи (т. IV, изд. 1897 года)

Автор приводит следующий аргумент. «В царском Манифесте 17 октября 1905 года есть такое государево заверение: «Отныне пока Государственная дума и Со­вет не утвердят, никакой закон не имеет законной силы».

Более того, А. Бокейханов в статье разъясняет, что дело не в том, что полу­чат ли казахи 15 десятин надела, станут ли оседлыми, построят ли селения на му­жицкой стороне. В любом случае казахов в солдаты брать не будут. Нет такого закона. В случае, если царь решит призвать каза­хов в солдаты, вначале он должен издать закон, которым придется признать недей­ствительным сегодняшнее положение о том, чтобы не брать в солдаты казахов. По­этому получение 15 десятин земли никоим образом не имеет отношения к призыву в солдаты.

 

ВЫБОРЫ ВОЛОСТНЫХ

 

Как юридический консультант Алихан Бокейханов в каждом номере газеты не забывает о правовом просвещении широ­кого круга казахов. В частности, в № 15 от 23 мая 1913 года он вновь возвраща­ется к выборам волостных на местах. Он делает ссылку: «В ст. 70 «Степного поло­жения» сказано, если губернатор не ут­вердит кандидатуру волостного, то вновь проводятся выборы либо сам утвержда­ет кандидатуру волостного». По крайней мере, это положение развязывает руки губернаторам Края. Однако А. Бокейха­нов дает такое юридическое разъясне­ние. Он говорит, что 16 июня вышел за­кон, высочайшее утвержденное мнение Государственного совета. Пунктом 6 ска­зано, что «Министр внутренних дел обя­зан изменить ст. 70. Вместо нее внести новый проект закона. В случае, если Ак­молинская, Семипалатинская, Жетысуй- ская, Уральская и Торгайская губернии не утвердят казахских волостных, то про­водятся повторные выборы». Есть такой закон, уверяет Бокейханов.

Много внимания Алихан Бокейханов уделял земельным вопросам. В частно­сти, юрист и трибун Алихан Бокейханов публикует цикл статей о правовом по­ложении оседлых казахов Акмолинской, Семипалтинской, Уральской и Тургайских областей. Теперь такое население имену­ется «сельским обитателем» и их права будут соблюдаться наряду с общим положением. К примеру, п. 1 ст. 2 Положения о казахах устанавливается, что владелец юрты является хозяином, и юрта прирав­нивается к дому на земле.

На протяжении всех лет работы в га­зете «Қазақ», вплоть до 1918 года, он опубликовал краткую историю принятых законов. Какие были изданы законы? Какие после этого были внесены изме­нения. И вообще, как повлияло россий­ское законодательство на хозяйственную жизнь кочевых казахов? Самое главное, что пламенный трибун, один из полити­ческих лидеров Алаша Бокейханов вме­сте со своими соратниками прилагал все силы и знания для того, чтобы казахский народ встал с колен, обрел свободу и не­зависимость, освоил письменность, стал грамотным и просвещенным в правовом отношении.

В одной авторской статье, к сожалению, невозможно описать все публикации Али­хана Бокейханова на правовую и социаль­ную тематику. Однако те, кто интересуется историей права начала XX века в Казахской степи, могут обратиться к многотомнику «Қазақ газеті». Здесь они найдут ответы на многие вопросы из истории казахского народа.

 

Записал Сая ИССА