Историко-архивная энциклопедия начала ХХ века
В начале этого года АЛМАТИНСКИМ издательством «Арыс» был презентован многотомник «Қазақ газеті» из семи книг, В КОТОРОМ СОБРАНЫ практически все НОМЕРА ПЕРВОЙ В ИСТОРИИ КАЗАХСКОЙ печати, НАЧИНАЯ С 1913 ПО 1918 ГОДЫ.
Мы попросили автора и издателя этого многотомника, доктора филологических наук Гарифоллу Анес поделиться своим мнением по поводу выхода этого объемного труда, о его значении не только научной, но и всей духовной жизни Казахстана.
Рупор Казахов
Мы постоянно говорим, что газета «Қазақ» — это национальная историкоархивная энциклопедия казахского народа начала XX века. Раньше мы предлагали молодым исследователям темы для магистерских или докторских диссертаций на основе исторических страниц этого издания, однако многие отказывались от них. Дело в том, что они не хотели тратить два-три года на изучение арабской версии.
Теперь, когда эти издания представлены в виде факсимиле и параллельно опубликованы в современном стиле письма, то архивные материалы стали доступны как студентам и ученым, так и широкому кругу читателей. Такая возможность появилась не только у историков, экономистов и юристов, культурологов и религиоведов, политиков и политологов, но и у всех, кто интересуется историей своего народа.
Скажу больше, газета «Қазақ» объединила казахскую нацию, внесла свой вклад в становлении политической партии «Алаш», воспитала целую плеяду лучших представителей казахского народа. Любой зоркий читатель, перелистывающий страницы семитомника «Қазақ», наверняка откроет для себя много ценного из нашего далекого исторического прошлого.
Например, со страниц газеты мы узнаем о вербовке российским царем молодых казахов в 1916 году, о которых лишь слышали из рассказа М. Ауэзова ««Қилы заман» или истории национально-освободительного движения под предводительством Аман- гельды Иманова, Абдыгапар-хана. А вот из страниц издания «Қазақ» за 1917 год узнаем имена казахских джигитов, которых принудили к тыловым, «черновым» работам на нынешних территориях Украины и Белоруссии. Газета также повествует о героизме алашординцев, опекавших новобранцев, оказывая юридическую и медицинскую помощь неграмотной молодежи. Из публикаций в газете узнаем, что представители партии Алаш нашли муллу для чтения молитвы казахам, повара, который готовил им халяльную еду.
Надо признать, что таких раритетных документов вы не найдете ни в одном архиве. Здесь можно прочитать о ходе Первой мировой войны, статьи в поддержку турецкого народа, особенно о казахских женщинах, которые отдавали свои золотые и серебряные украшения в качестве материальной помощи Турции.
Во время страшного голода, который в то время охватил братьев-киргизов, казахи всей степи покрепче затянули пояса и протянули руку помощи голодающим. Вот такие кипы исторических материалов, которые были «неизведанным островком».
Да, надо сказать, что наша независимость далась нелегко. Об этом ярко свидетельствуют трагические страницы печатного издания ««Қазақ». Эти материалы — наша историческая летопись, наше сокровище, имеющее уникальную национальную ценность. Наследие Алаша и дальше будет создаваться вместе с народом.
АЛИХАН БОКЕЙХАНОВ
Однако я хотел рассказать о вкладе одного из основателей первой национальной газеты «Қазақ» Алихане Бокейханове. Мы знаем его, как политического и общественного деятеля, журналиста и этнографа. Один из лидеров партии «Алаш». Председатель правительства Апашской автономии (казахского национал-территориального образования) с 1917 по 1920 годы, в современной казахской историографии рассматривается как первый премьер-министр Казахстана. Депутат Государственной думы Российской империи 1-го созыва, подписант петиции «Выборгское воззвание».
Однако мало кто знает, что Алихан Бокейханов был юристом, ярким публицистом, членом кадетской партии. Он доносил до широкого читателя правовые знания разъяснял ДОСТУПНО СУТЬ ТӨХ ИЛИ иных указов и законом, касающиеся жизни степных казахов. Приводил статистику казахов не только в Степном крае, но и Сибири, Закавказья и всей царской России. Об этом его многочисленные обзорные статьи и размышления в газете «Қазақ» под псевдонимом «Қыр баласы».
Возьмем, к примеру, № 8 от 30 марта 1913 года. В статье «Партии в Думе» Бо- кейханов дает анализ российского закона «О выборах» от 3 июня 1907 года. Он дает юридическую оценку выборного законодательства. В частности, в этой статье приводит численность не только партий, представленных в Думе, но и депутатов. К примеру, из числа 140 «левых» депутатов IV Госдумы семь депутатов были мусульманами. «О законе от 3 июня многие казахи не имеют понятия. Этот закон закрывает двери в Думу для всех казахских областей, проживающих в Туркестане, Якутии, Закаспийских областях. Закон открыл дорогу чужим народам».
Ахмет Байтурсынов приводит выступление руководителя депутатской группы мусульман Кутлуг Мухаммед Тевкелева, который с трибуны заявил, что закон от 3 июня необходимо пересмотреть, так как интересы 20 миллионов мусульман России в Думе представлены лишь единицами депутатов.
Кроме разъяснений норм законодательства, Алихан Бокейханов большое внимание уделял насущным проблемам казахов, особенно в вопросах земельной реформы. Сторонники Бокейханова стояли на позиции, чтобы казахские земли вообще не распродавались. А царская власть в лице земельных комитетов и переселенческих советов проводила свою земельную политику, чтобы предоставлять бесплатно только 15 десятин земельного надела. И только казахам, желающим стать оседлыми. Им позволялось только иметь одну лошадь и пять баранов. У казахов много скота, а пастбищ для них нет. Самая бедная семья казаха, по меркам того времени, в хозяйстве имела 20 лошадей и сотню баранов. Что им эти 15 десятин?
ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ
В частности, кочевой народ очень волновал такой вопрос: будут ли брать казахов в солдаты? Первая мировая война еще не началась. В Европе проходили военные действия, а уже в Степном крае казахи обсуждали эти насущные вопросы. Так, в №13 от 8 мая 1913 года в статье А. Бокейханов пишет: «Казахов Акмолы, Торгая и Урала пугают так: если возьмете от Земельного кабинета 15 десятин надела земли из расчета на одну душу для строительства города, то, как крестьян, вас заберут в армию. Если председатели переселенческих комитетов выдают земли по 15 десятин, то казахи, прежде чем взять, обязательно спросят: а в солдаты не заберете?» А. Бокейханов, как юрист, в своих публикациях разъясняет читателям, что есть закон о том, чтобы в солдаты не брать казахов. В ст. 42 воинского Устава написано: «От набора в солдаты освобождены народы Туркестана, а также казахи Акмолинской, Семипалатинской, Жетысуйской, Уральской, Тур- гайской губерний». При этом, автор делает ссылку на свод законов Российской Империи (т. IV, изд. 1897 года)
Автор приводит следующий аргумент. «В царском Манифесте 17 октября 1905 года есть такое государево заверение: «Отныне пока Государственная дума и Совет не утвердят, никакой закон не имеет законной силы».
Более того, А. Бокейханов в статье разъясняет, что дело не в том, что получат ли казахи 15 десятин надела, станут ли оседлыми, построят ли селения на мужицкой стороне. В любом случае казахов в солдаты брать не будут. Нет такого закона. В случае, если царь решит призвать казахов в солдаты, вначале он должен издать закон, которым придется признать недействительным сегодняшнее положение о том, чтобы не брать в солдаты казахов. Поэтому получение 15 десятин земли никоим образом не имеет отношения к призыву в солдаты.
ВЫБОРЫ ВОЛОСТНЫХ
Как юридический консультант Алихан Бокейханов в каждом номере газеты не забывает о правовом просвещении широкого круга казахов. В частности, в № 15 от 23 мая 1913 года он вновь возвращается к выборам волостных на местах. Он делает ссылку: «В ст. 70 «Степного положения» сказано, если губернатор не утвердит кандидатуру волостного, то вновь проводятся выборы либо сам утверждает кандидатуру волостного». По крайней мере, это положение развязывает руки губернаторам Края. Однако А. Бокейханов дает такое юридическое разъяснение. Он говорит, что 16 июня вышел закон, высочайшее утвержденное мнение Государственного совета. Пунктом 6 сказано, что «Министр внутренних дел обязан изменить ст. 70. Вместо нее внести новый проект закона. В случае, если Акмолинская, Семипалатинская, Жетысуй- ская, Уральская и Торгайская губернии не утвердят казахских волостных, то проводятся повторные выборы». Есть такой закон, уверяет Бокейханов.
Много внимания Алихан Бокейханов уделял земельным вопросам. В частности, юрист и трибун Алихан Бокейханов публикует цикл статей о правовом положении оседлых казахов Акмолинской, Семипалтинской, Уральской и Тургайских областей. Теперь такое население именуется «сельским обитателем» и их права будут соблюдаться наряду с общим положением. К примеру, п. 1 ст. 2 Положения о казахах устанавливается, что владелец юрты является хозяином, и юрта приравнивается к дому на земле.
На протяжении всех лет работы в газете «Қазақ», вплоть до 1918 года, он опубликовал краткую историю принятых законов. Какие были изданы законы? Какие после этого были внесены изменения. И вообще, как повлияло российское законодательство на хозяйственную жизнь кочевых казахов? Самое главное, что пламенный трибун, один из политических лидеров Алаша Бокейханов вместе со своими соратниками прилагал все силы и знания для того, чтобы казахский народ встал с колен, обрел свободу и независимость, освоил письменность, стал грамотным и просвещенным в правовом отношении.
В одной авторской статье, к сожалению, невозможно описать все публикации Алихана Бокейханова на правовую и социальную тематику. Однако те, кто интересуется историей права начала XX века в Казахской степи, могут обратиться к многотомнику «Қазақ газеті». Здесь они найдут ответы на многие вопросы из истории казахского народа.
Записал Сая ИССА